• nejron / Depositphotos.com

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к указанному выводу, рассмотрев жалобу трех граждан, оспаривавших конституционность ч. 1 ст. 1.7 КоАП (Постановление КС РФ от 14 июня 2018 г. № 23-П). Указанным гражданам были нанесены побои до 15 июля 2016 года. Напомним, что с этой даты побои стали считаться преступлением только если нанесены из хулиганских побуждений, по экстремистским мотивам, либо в отношении близких лиц. В то же время за побои или иные насильственныедействия, причинившие физическую боль,но не повлекшие легкого вреда здоровью, при отсутствии в них уголовно наказуемого деяния, была введена административная ответственность (Федеральный закон от 3 июля 2016 № 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности").

Экспертное заключение о степени причинения вреда здоровью одного из заявителей было готово 31 августа 2016 года и получено им 8 ноября того же года, из-за чего он не мог обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела до 15 июля. При обращении в полицию пострадавшим было отказано в возбуждении уголовного дела, поскольку побои частично перестали быть преступлением. Также им было отказано и в привлечении обидчиков к административной ответственности, так как на момент совершения деяния состав административного правонарушения в нем отсутствовал. После безуспешных обжалований этих отказов в судах общей юрисдикции пострадавшие обратились в КС РФ.

Суд указал, что отмена уголовной ответственности за то или иное деяние и одновременно – введение за него административной ответственности не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Также он отметил, что если ответственность за деяние смягчена, но не устранена, а само деяние получило другую отраслевую юридическую квалификацию, то его декриминализация при одновременном закреплении такого же состава административного правонарушения не может рассматриваться как установление нового противоправного деяния, не наказуемого ранее. КС РФ заключил, что перевод ранее криминализированных деяний под действие КоАП смягчает ответственность за их совершение и, следовательно, не создает препятствий для возбуждения дел об административных правонарушениях и привлечения виновных лиц, в действиях которых будет установлен состав правонарушения. Суд направил дела заявителей на новое рассмотрение.

Источник: ГАРАНТ.РУ