Целью обобщения является изучение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 19.4, 19.5, 19.7  КоАП РФ.

   Так, за 9 месяцев 2019 года на судебный участок мирового судьи в административно-территориальных границах всего Ташлинского района Оренбургской области поступило 10 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4 КоАП,  29 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП, 8 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 КоАП.  1 протокол по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ возвращен в орган, составивший протокол, для устранения недостатков допущенных при составлении протокола.      Частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль предусматривает административную ответственность. Данная норма устанавливает ответственность за незаконные действия граждан и должностных лиц, в том числе выразившиеся в неповиновении законному требованию должностного лица, осуществляющего муниципальный финансовый контроль.

    Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок осуществления государственных функций по контролю и надзору, муниципальному контролю, который предусматривает издание законных (правомерных) административных актов (распоряжений или требований), обращенных к субъектам (физическим или юридическим лицам), в отношении которых осуществляется мероприятие по контролю или надзору.

   Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, заключается в неповиновении законному распоряжению, требованию должностного лица.      Примером может быть законное требование должностного лица в рамках осуществления мероприятия по контролю о предоставлении необходимых документов или сведений, подтверждающих соблюдение обязательных требований. Моментом совершения правонарушения в данном случае будет являться день, следующий за днем, когда лицо, которому были направлены требования, должно было представить документы или сведения.

   Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

   Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.

   Мировым судьей рассмотрено 8 дел об административных правонарушениях предусмотренных ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ поступивших из Финансового отдела администрации Ташлинского района Оренбургской области в отношении 5 индивидуальных предпринимателей и 3 директоров обществ с ограниченной ответственностью. На всех лиц составлен протокол за неявку без уважительных причин  на заседание межведомственной комиссии по контролю за поступлением налоговых и неналоговых платежей в бюджет Ташлинского района Оренбургской области. Всем лицам назначено наказание в виде предупреждения. Два дела поступило из инспекции федеральной налоговой службы в отношении индивидуального предпринимателя и директора ООО. Индивидуальный предприниматель признан виновным за неявку без уважительных причин на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения, и ему  назначено наказание в виде предупреждения. Директору ООО назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей за невыполнение требований об устранении в срок не позднее одного месяца допущенных нарушений.

   Мировым судьей рассмотрено одно дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ -  воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, по проведению проверок или уклонение от таких проверок. Правонарушение выразилось в не предоставлении в указанный срок  в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области документов, необходимых для проведения внеплановой, выездной проверки в отношении ИП, что повлекло невозможность проведения проверки, тем самым, воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок. Лицо признано виновным в совершении правонарушения и ему назначено наказание в  виде штрафа в размере 2000 рублей.

   Мировым судьей рассмотрено одно дело об административном правонарушении, предусмотренном  ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ  в отношении юридического лица, которому назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

   Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления.

   Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.              

   Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуются либо умыслом, либо неосторожной формой вины.

При рассмотрении данного дела установлено, что юридическим лицом не выполнено в определенный срок  предписание Управления Росприроднадзора по Оренбургской области, а именно: мероприятия по снижению негативного воздействия неочищенных сточных вод на окружающую среду в районе пруда накопителя не выполнены.     

Рассмотрено два дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностных лиц. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, мероприятий по соблюдению законодательства о пожарной безопасности. По каждому делу назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

   По ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ рассмотрено 24 дела в отношении 20 должностных и 4 юридических лиц.  Основаниями для составления протоколов об административных правонарушениях по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ послужило невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, мероприятий по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в   учреждениях.

   19 должностным лицам назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей, 1 дело об административном правонарушении прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. 4 юридическим лицам назначено наказание в виде штрафа в размере 90 000 рублей.

   Так же рассмотрено 2 дела об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении физических лиц. Нарушение выразилось в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства. В отношении одного лица дело прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, другое лицо признано виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в  размере 10 000 рублей.

   Кроме того на судебном участке рассмотрено 8 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности)  в отношении должностных лиц. В отношении всех лиц правонарушение  выразилось в нарушении ч.3 ст.25 Закона Российской Федерации 19.04.1991 года №1032-1 (в редакции от 11.12.2018 года) «О занятости населения в Российской Федерации» и  Порядка представления работодателями сведений и информации в органы службы занятости населения Оренбургской области, утверждённым постановлением Правительства Оренбургской области от 12 января 2015 г. N1-п о не предоставлении  сведений о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. 4 должностным лицам назначено наказание в виде предупреждения, 4 – в виде штрафа в размере 300 рублей.

   Все поступившие в производство мирового судьи дела, предусмотренные ст. ст. 19.4, 19.5, 19.7 КоАП РФ, рассмотрены в срок предусмотренный ч.1.1 ст. 29.6. КоАП РФ. Во всех случаях, требования предусмотренные статьей 28.2. КоАП РФ, соблюдались.

   Помощник мирового судьи Ушенина С.В.